Призвание Михаила Романова на царство – История Костромы

Кострома

История, культура, искусство

Призвание Михаила Романова на царство

Григорий Угрюмов. «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года», фрагмент, 1799-1800 г.

Призвание Михаила Романова на царство

Кострома в 1613 году стала эпицентром грандиозных исторических событий, имевших огромное значение для будущей России. В Ипатьевском монастыре произошло призвание Михаила Романова на царство. Это послужило началом создания династии, которая правила русским государством на протяжении трех веков.

Вопрос о престолонаследии

Михаил Романов родился в недоброе время. Шел июль 1596 года. На русском троне сидел младший сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, женатый на сестре Бориса Годунова Ирине. К государственной деятельности он не имел никакого влечения и находился под плотной опекой своего шурина. Детей у него не было — единственная дочь царя Федора, родившаяся в 1594 году, умерла в младенчестве.

Династия Рюриковичей должна была вот-вот прерваться, и возникал естественный вопрос — кто будет дальше править Русью? В 1596 году Федор Иоаннович скончался, и на этот вопрос пришлось отвечать. Ответом стало воцарение Бориса Годунова. Над страной маячил призрак самозванца — сама таинственная смерть младшего сына Ивана Грозного, Дмитрия, случившаяся в Угличе в 1591 году, как бы предсказывала, что авантюристы, претендующие на исполнение его роли, не замедлят появиться.

Нелигитимность нового самодержца ощущалась многими. И, кажется, ощущалась она самим царем, открывшим гонения на тех, кто так или иначе мог предложить себя в качестве кандидата на русский престол и тем самым помешать воплощению в жизнь амбициозных планов царя Бориса. Он мечтал утвердить на Руси новую царскую династию Годуновых в лице своего сына Федора.

Родители в опале

Среди первых подвергшихся опале оказались и родители Михаила Романова. Царь Борис остро чувствовал опасность, исходящую от этой семьи. Федор Никитич Романов, отец мальчика, один из сыновей уважаемого боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, приходившегося родным братом первой жене Ивана Грозного, Анастасии, был, таким образом, двоюродным братом почившего царя Федора. Соответственно, его сын Михаил являлся племянником Федора Иоанновича.

При первых глухих толках о том, что Никитичи, сыновья боярина Захарьина-Юрьева, каким-то образом участвуют в сюжете «оживления» царевича Дмитрия, Борис Годунов поступил резко. В 1601 году он, обвинив Романовых в покушении на царскую жизнь, заточил их в самых медвежьих углах огромной страны. Федора Никитича Романова лишили боярства и вотчинных владений, насильно постригли в монахи с именем Филарет. Его жену, Ксению Ивановну, из костромского рода Шестовых, ожидала та же участь — она стала инокиней Марфой в Заонежье. Их сын Михаил вместе с теткой отправился в ссылку в Белоозеро.

Опала естественным образом завершилась в 1605 году, со смертью Бориса Годунова, убийством его жены и 16-летнего сына, не процарствовавшего и двух месяцев, и воцарением на русский престол Лжедмитрия I. Инокиня Марфа нашла Михаила и вернулась с ним в Москву. Монах Филарет, отец Михаила, был возведен в сан митрополита Ростовского. В документах эпохи Смутного времени его имя встречается очень часто, в тогдашних причудливых событиях он принимал живейшее участие. В 1609 году сторонники Лжедмитрия II взяли Ростов и силой увели митрополита в Тушинский лагерь, где самозванец «назначил» его Патриархом.

Портрет патриарха Филарета

Никанор Тютрюмов. «Портрет патриарха Филарета», XIX в.

Чуть позже Филарет возглавлял делегацию «тушинцев» на переговорах с польским королем Сигизмундом III о приглашении польского королевича Владислава на русский трон. После поражения Лжедмитрия II Филарет в 1610 году уехал в Москву. Тем временем царь Василий Шуйский был низложен, и началась Семибоярщина. Осенью 1610 года Филарет вместе с Голицыным возглавил Великое посольство, отправившееся под Смоленск к Сигизмунду обговаривать условия воцарения на Руси королевича Владислава. Но новые переговоры переросли в тяжбу. Сигизмунд хотел сам занять русский престол и тянул время, а Филарет и Голицын, отчаявшись в успешном завершении «консультаций» с королем, рассылали тайные письма с призывом поднимать освободительную борьбу против интервентов. Весной 1611 года Сигизмунд велел арестовать послов, после чего их отправили в Польшу. Польское заточение Филарета продлилось до лета 1619 года.

Отъезд в Домнино и чудесное спасение

Пока отец занимался государственными делами, Михаилу Фёдоровичу пришлось немало пережить. Осенью 1610 года правительство Семибоярщины, опасаясь возвращения сторонников Лжедмитрия II, открыло ворота Москвы польским войскам. Когда весной 1611 года к столице подошло русское ополчение, захватчики вместе с боярами заперлись в Кремле и Китай-городе. Среди последних были инокиня Марфа и ее сын. В ходе многомесячной осады они испытывали страшные лишения. Историки предполагают, что именно тогда будущий русский самодержец серьезно подорвал свое здоровье, что впоследствии немало мешало ему в управлении государством. 4 ноября 1612 года русские ополченцы сломили сопротивление интервентов и освободили Москву. По некоторым сведением, незадолго до капитуляции поляки выпустили из Китай-города женщин и детей, в том числе Марфу и Михаила.

Сразу же после освобождения мать и сын Романовы уехали в свою вотчину, в село Домнино, в 70 верстах от Костромы. Там они думали «пересидеть» неспокойные месяцы. Но родовая вотчина оказалась небезопасным местом. Там в самом начале 1613 года Михаил чуть не погиб.

У этого сюжета была своя предыстория. Изгнание захватчиков из Кремля стало лишь первым шагом к прекращению Смуты и водворению спокойствия в измученной стране. За ним должен был последовать второй шаг — избрание нового царя, причем царя «всенародного». Его «всенародность» являлась бы залогом того, что никакой самозванец-авантюрист больше не сможет смутить русских людей и подвигнуть их на новые вооруженные выступления.

Призвание Михаила Романова на царство

Миниатюра из «Книги об избрании на царство на превысочайший престол великаго российскаго царствия Великаго Государя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея великия России Самодержца», 1673 год

Для избрания такого царя созвали Земский Собор, открывшийся в самом начале 1613 года. На него съехались, по некоторым оценкам, свыше 800 представителей всех сословий из 58 городов. Всего рассматривалось более десяти претендентов — среди них, помимо отпрысков боярских родов, были польский королевич Владислав, шведский принц Карл-Филипп и сын Марины Мнишек от Лжедмитрия II. К 21 февраля участники Собора определились со своим выбором, окончательно остановившись на кандидатуре шестнадцатилетнего Михаила Романова. После этого Собор сформировал Великое посольство, с архиепископом Рязанским и Муромским Феодоритом и боярином Федором Шереметевым во главе, и наказал ему «ехоти к государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея Руси в Ярославль, или где он государь будет».

Местонахождение Михаила Романова было тогда неизвестно. Между тем, будущий государь находился на волосок от гибели. Одна из польских шаек, во множестве бродивших в те дни по костромской земле, прослышала о решении Собора и, задумав пленить юного царя, отправилась искать Домнино. Спас Михаила староста Иван Сусанин. Встретив на развилке, неподалеку от Домнина, поляков, он вызвался свести их к Романовым, но вместо этого завел иноземцев в непроходимую топь, предварительно отправив своего зятя предупредить Михаила об опасности. Узнав, что Сусанин обманул их, поляки зарубили его, однако выбраться из болот не смогли и погибли. Согласно преданию, позже царь Михаил Федорович повелел перенести прах крестьянина в Ипатьевский монастырь и торжественно перезахоронить его.

Предупрежденный Михаил вместе с матерью тут же выехал в Кострому — там он некоторое время пребывал в собственном доме, а потом перебрался в Ипатьевскую обитель, под защиту монастырских стен. В Ипатьевском монастыре и обнаружило Михаила Романова Великое посольство.

Романова на царство

Утром 14 марта 1613 года зазвонили колокола костромских храмов, и посольство двинулось через лежащую подо льдом Волгу к обители. Впереди шли архиепископ Феодорит и настоятели московских монастырей с чудотворной Владимирской иконой Богородицы и образами Московских чудотворцев в руках. За ними следовали бояре с огромным количеством сопровождавших их людей разных званий. В это же время с противоположного берега реки Костромы двигался крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. У стен Ипатия две процессии слились в одну. Надо думать, это было необыкновенно торжественное зрелище. У главных ворот, которые в то время еще выходили к реке, гостей встречали старица Марфа и ее сын Михаил.

На долю Великого посольства выпала трудная миссия — призвание Михаила Романова на царство. Уже зная о целях посольства и не желая принимать оказанной Михаилу чести, мать и сын поначалу даже отказывались следовать за иконами в Троицкий собор. Их все-таки упросили. После богослужения послы огласили решение Земского Собора и предложили Михаилу принять царский посох. Он наотрез отказался. Впрочем, больше говорила инокиня Марфа.

На протяжении шести часов архиепископ Феодорит, келарь Троице-Сергиевой обители Авраамий Палицын и бояре уговаривали ее изменить свое решение, но Марфа стояла на своем. Ее аргументы были сильны: старица напоминала о том, что русские люди «измалодушествовали», что крестное целование для них уже ничего не значит, что страна разорена, что Михаил юн и неопытен и что польский король, узнав о согласии юноши сесть на трон, казнит его отца, томящегося в неволе… И лишь когда Авраамий Палицын и архиепископ Феодорит, указывая на чудотворные иконы Богородицы, воскликнули, что «ради чюдотворного образа всех Царицы Богоматере не мозите преслушати», Марфа Ивановна не смогла спорить дальше. Царь принял царский посох, и Марфа Ивановна благословила его.

Михаил Романов Кострома

«Михаил Романов». Автор неизвестен, 1913 г.

11 июля 1613 года в Успенском соборе московского Кремля Михаила Федоровича Романова венчали на царство. На следующий день юному самодержцу исполнилось семнадцать лет. Долгих тридцать два года предстояло ему управлять Русью.

  ИСТОЧНИКИ:

«Православные монастыри. Путешествие по святым местам», №29, 2009. - ООО «Де Агостини», Москва