Ипатьевский монастырь – Достопримечательности Костромы

Кострома

История, культура, искусство

Ипатьевский монастырь Кострома

Ипатьевский монастырь в Костроме, 2009 год / Фото Игоря Груздева

Ипатьевский монастырь

Архитектурный облик Костромы невозможно представить без каменных строений XVI века в Ипатьевском монастыре, расположенном в полутора километрах от центра города. Возвышение бояр Годуновых, ведущих свой род от основателя монастыря Дмитрия Зерно, способствовало превращению рядовой обители в крупный феодальный центр. Благодаря пожертвованиям Годуновых и других лиц земельные владения Ипатьевского монастыря к концу столетия выросли вчетверо.

Схема Ипатьевского монастыря в Костроме

СХЕМА ИПАТЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ:

1 — Троицкий собор. 2 — Звонница. 3 — Свечной корпус. 4 — Кельи иад погребами. 5 — Палаты бояр Романовых. 6 — Братский корпус. 7 — Настоятельский корпус. 8 — Архиерейский корпус. 9 — Церковь Хрисанфа и Дарьи. 10 — Въездные ворота Старого города. 11 — Пороховая башня. 12 — Водяная башня. 13 — Воскобойная башня. 14 — Квасная башня. 15 — Западные ворота Старого города. 16 — Кузнечная башня. 17 — Северо-западная башня Нового города. 18 — Зеленая башня. 19 — Юго-западная башня Нового города. 20 — Вотчинная контора. 21 — Церковь Преображения из села Спас-Вежи.

Создан монастырь, по-видимому, в период возвышения Костромы как центра удельного княжества во второй половине XIII века. Это был укрепленный пункт на подступах к городу. Согласно преданию, монастырь основал татарский мурза Чет, направлявшийся на службу к Московскому князю Ивану Калите, в знак своего чудесного исцеления. Чет по дороге заболел, и на месте будущего монастыря ему явилась Богородица с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским.

Ипатьевский монастырь близ Костромы

«Ипатьевский монастырь близ Костромы», 1912 / Петр Петровичев

О первоначальном облике монастыря сведения не сохранились. Скорее всего, в нем были деревянные монашеские кельи, церковь, различные хозяйственные постройки, крепостные стены для защиты. Каменные стены и башни возведены в 1586-1590 годах на средства Дмитрия и Бориса Годуновых. Тогда же построены парадные, так называемые Святые ворота и Водяные ворота с церковью Федора Стратилата и Ирины над ними, каменные кельи, погреба и настоятельские покои. В 1603-1605 годах сооружена каменная звонница, завершившая архитектурный ансамбль монастыря.

Кострома попала в орбиту крупных политических событий в начале XVII века. В 1608 году вспыхнуло восстание против польско-литовских интервентов и сторонников Лжедмитрия II, которое было подавлено. Интервенты и изменники захватили укрепления Ипатьевского монастыря и использовали его как военную базу для своих действий на северо-востоке страны. Ополченцы по приказу воеводы Давида Жеребцова выкопали вокруг монастыря глубокий ров и укрепили его булыжным камнем. Они бились с осажденным противником «день и ночь», но попытки прорваться не увенчались успехом.

Чтобы взять крепость, нужно было подорвать ее стены. Эту задачу выполнили костромские служилые люди Константин Мезенцев и Николай Костыгин. В ночь на 25 сентября 1609 года они подвели подкоп под монастырскую стену и взорвали бочонок с порохом; ценой жизни обоих патриотов крепость была взята. Остатки польского отряда нашли смерть на дне Святого озера — там, где три с половиной века до этого проиграли битву монголо-татарские завоеватели.

После освобождения Ипатьевского монастыря народное ополчение двинулось вперед и приняло участие в сражениях под Ростовом, Троице-Сергиевой лаврой и под Москвой. К 1610 году страна оказалась на грани национальной катастрофы. Запад и центр России вместе с Москвой находились в руках польских захватчиков. Бояре, боясь народного восстания, тайно впустили польские войска в Московский Кремль.

Силами ополчения в октябре 1612 года столица была освобождена. Но и после освобождения Москвы по России бродили разрозненные вражеские отряды. Один из них ранней весной 1613 года заблудился в пятидесяти километрах от Костромы. Шляхтичи насильно взяли в проводники крестьянина Ивана Сусанина. Однако тот не показал полякам, где находится село Домнино — вотчина Романовых. Вместо этого он намеренно завел их в непроходимый болотистый лес, за что и был замучен. После кровавой расправы польского отряда с Иваном Сусаниным Михаил Романов с матерью бежал из Домнина и укрылся в Ипатьевском монастыре.

Призвание на царство Михаила Фёдоровича

Призвание на царство Михаила Фёдоровича, 1672 год / Иосиф Шелковников

В марте 1613 года в Троицком соборе монастыря был совершен обряд избрания его на царство. Это событие обеспечило монастырю могущественное покровительство царской фамилии Романовых. По указу царя прах Ивана Сусанина был перенесен в Ипатьевский монастырь. Михаил Федорович пожаловал потомкам Сусанина земельные наделы и освободил их от всех податей и налогов. На том месте, где остановился крестный ход, провожавший Михаила Романова в Москву на царство, была сооружена торжественная Зеленая башня — западная надвратная башня монастыря.

Монастырь как «колыбель династии» занял особое привилегированное положение. Русские цари  и императоры щедро покровительствовали обители. При вступлении на престол каждый из правителей считал своим долгом посетить монастырь и сделать щедрые пожертвования.

Ипатьевский монастырь Кострома

Ипатьевский монастырь в Костроме, 2009 год / Фото Игоря Груздева

В 1767 году к приезду Екатерины II в северной стене Ипатьевского монастыря построили парадные въездные ворота, названные Екатерининскими. Они до сих пор служат главным входом в обитель.

  ИСТОЧНИКИ:

Зинаида Пастухова, Елена Пономарева. Древнерусские города. - Смоленск, 2004